Итоги 2016 года: Гонка за первое место.

12 января 2017

Стремительное развитие смартфонов всё сильнее влияет на производителей фотокамер. Но конкурентная борьба от этого лишь обостряется, ведь каждый бренд стремится обойти другие компании, выпустив на рынок всё более совершенные камеры. Теперь уже не стоит вопрос «Canon или Nikon», поскольку рынок стремительно расширяется. Значительную роль на нём отыгрывают такие производители, как Sony, Olympus и Fujifilm. Несколько отстаёт от их позиций компания Panasonic, смещающая акцент в сторону видеокамер. Устройства для записи видео хоть и остаются весьма востребованными, но имеют несколько меньшую покупательскую аудиторию. Пытается удерживать свои позиции и бренд Pentax, недавно представивший полнокадровую камеру. Вспомним самые яркие события ушедшего 2016-го года!

Постоянная гонка за размерами сенсоров.

Многие потребители давно поняли, что число светочувствительных элементов в матрице не может отыгрывать решающей роли. Подобные гонки за мегапикселями, казалось бы, остались далеко в 2000-х. Но отголоски той конкуренции встречаются и поныне. Например, всё чаще на рынке появляются камеры, имеющие максимальное разрешение в 40-50 MP, но предназначены они исключительно для фотографов, которые смогут найти применение этому ресурсу. Столь высокое разрешение активно используется в профессиональной и полупрофессиональной съёмке.

Куда более ожесточённая конкуренция идёт по размерам и характеристикам матрицы. В 2016-м производители показали беззеркальные модели среднего формата: Hasselblad X1D и её прямого конкурента – Fujifilm GFX 505. Их официальные продажи стартуют уже в 2017-м году. Стоит вспомнить, что эти камеры являются относительно компактными, но всё ещё сравнимыми с более дорогими и полнокадровыми камерами. Эти модели вряд ли устроят среднестатистического покупателя своей ценой (всё ещё весьма высокой), зато смогут конкурировать с той же Pentax 645Z и зеркальными моделями от Hasselblad. Камеры рассчитаны на использование не только в студийных, но и в повседневных условиях.

В СМИ ходят слухи, что до конца текущего года Canon обязательно покажет собственную полнокадровую беззеркалку, способную на равных конкурировать с продукцией от Sony (речь о серии A7). В отличие от гонки мегапикселей, практически прекратившейся, следить за этим сегментом рынка потребителю куда интереснее. Конечно, цены всё ещё остаются достаточно высокими, недоступными для среднестатистических семей из России и стран СНГ.

Соперничество Nikon и Canon

В минувшем году состоялись очередные Олимпийские игры, и ведущие производители фотокамер, естественно, решили использовать данное событие в своих целях. Поэтому к мероприятию приурочили релиз репортажных камер Nikon D5 и Canon 1Dx Mark II. Обе оказались очень интересными, но при этом совершенно разными. В случае с Nikon D5 речь идёт о 155-точечном фазовом автофокусе. Максимальная светочувствительность (параметр ISO) способна достигать 409 тысяч, но с расширением до фантастических значений в 3 млн. 280 тыс. единиц! Практически прибор ночного видения! И эти характеристики – не просто очередной маркетинговый ход, а реальные возможности камеры от Nikon выдавать великолепную картинку на высоких значениях ISO. Учитывая большое время работы от аккумулятора и высокоточный автофокус, покупатель получает великолепный инструмент для репортажной съёмки!

Что касается Canon 1Dx Mark II, эта камера тоже станет неплохим помощником репортёра, хоть и несколько уступает в характеристиках прямому конкуренту. Но и у неё есть несколько неоспоримых преимуществ: сенсор с огромным динамическим диапазоном, что позволяет куда лучше справляться с видеозаписью (при разрешении 4K и 60 FPS). А вот камера Nikon D5 выдаст всего 30 кадров на том же разрешении. В результате обе камеры от Canon и Nikon имеют определённый набор ярких преимуществ, поэтому победителя не выявлено, а сама гонка продолжается. В конце данного материала приведём несколько лучших камер года, но указанные выше камеры туда не добавляем. Они просто представлены для рассмотрения вне рейтингов и конкурсов.

Революция? Не в этот раз

В 2016-м году было представлено несколько смелых концептов по разработке камер новейшего типа, но успехом они не увенчались. Компания Lytro представила камеру Illum и развивает технологию Immerge, но массового применения она найдёт не скоро. Сейчас такие камеры стоят от 1000 до 2000 $, позволяя снимать эффектные VR-ролики с изменением фокусировки на объекте в кадре. Первые камеры Lytro не снискали большой популярности, оставаясь игрушками в руках энтузиастов.

Модель Light L16 в 2016-м году на рынке так и не появилась. Сейчас Lytro не принимает на неё предзаказы, поскольку сейчас производственные мощности направлены на выполнение заказов по 16-объективным камерам. Скептики утверждают, что камера L16 и вовсе не доберётся до массовых потребителей, а разработчики Light Camera не смогут выполнить своих обещаний. Остаётся лишь немного подождать.

Прощание с Samsung NX

Официальной информации о закрытии отдела Samsung, занимавшегося фотокамерами, пока нет. Но и новых анонсов не последовало, как и сообщений о выходе каких-то камер на рынок. Предыдущая модель – NX1, сейчас она практически не встречается в продаже, но была реализована весьма неплохим тиражом. На южнокорейский бренд обрушилась волна критики, связанная с качеством фотокамер. Это компенсировалось привлекательной ценой на младшие модели, а камера Samsung NX1 оказалась действительно превосходным аппаратом!

Покупать камеры становится очень дорого!

При подведении итогов за 2015-й год этот пункт указывался в качестве важнейшего. По сути же, в 2016-м году ситуация лишь усугубилась. Курс рубля практически не растёт, но сохраняет стабильность к доллару. От этого неизбежно сохраняется и высокая стоимость на фотокамеры. Сегодня камеры растут даже в долларовом эквиваленте, ну а цены в российских рублях и вовсе способны свести с ума любого. В качестве примера можно привести Canon 5D Mark IV – одну из самых впечатляющих камер, ставшую закономерным развитием востребованной полнокадровой серии. Но даже за базовую версию Body (без объектива) нужно выложить полмиллиона рублей! Аналогичным образом выглядит и ситуация с камерами от других производителей. Даже компактная модель Sony RX100 V стоит до 90 тыс. рублей и более.

Многие фотографы останавливаются на наиболее приемлемом варианте – поиске камер, возраст которых составляет 2-4 и более лет. У качественных фотокамер жизненный цикл значительно длиннее, чем у мобильных устройств. Поэтому куда выгоднее следить за акциями и скидками на залежавшийся товар, отслеживать изменение цен на конкретные модели и т. д.

Лучшие камеры 2016-го года

Canon EOS 5D Mark IV

Новая модель от Canon оказалась закономерным развитием серии, став наследником модели Mark III, всё ещё актуальной и в нынешнем году. В видоизменённом сенсоре присутствует разрешение до 30,5 мегапикселей (в Mark III – всего 22,3 MP), зато камера научилась быстрее выдавать серийные кадры (до 7 FPS). Улучшилась фотосъёмка на завышенных значениях ISO, расширился и динамический диапазон. Автоматическая фокусировка куда лучше работает с опцией Live View. Интеллектуальный режим Dual Pixel RAW предназначен для корректировки небольших ошибок в области зоны резкости. Появились и функции беспроводной передачи данных по Wi-Fi, Bluetooth и даже NFC.

Ещё одним преимуществом 5D Mark IV стала запись видео в 4K, хотя профессионалам в данной области можно поискать какое-нибудь другое решение. Например, Sony a75 II/a7R, Lumix GH5 или что-то ещё. Но если рассматривать модель Canon в качестве универсальной зеркальной камеры, то лучшего варианта пожалуй и не найти.

Nikon D500

С момента выхода Nikon 300s прошло уже достаточно времени, но настоящий наследник той модели появился лишь в 2016-м году. Речь о модели Nikon D500, способной полностью перекрыть все функции и характеристики предшественника, а также обеспечить хороший запас на будущее. В результате изделие получилось практичнее и удобнее в эксплуатации, а также обзавелось поворотным экраном с сенсорным управлением.

Сравнивая кроп-камеры для фоторепортажей, модель Nikon D500 выглядит более предпочтительным вариантом, чем Canon 7D Mark II по всем параметрам. Кроме цены (в 2 раза дороже). Если же сравнивать с полнокадровыми решениями вроде 5D Mark IV, наблюдается существенный перевес в обратную сторону. В итоге всё упирается в деньги, которые вы готовы потратить. Сама же камера у Nikon вышла великолепной, практически лишённой недостатков.

Fujifilm X-T2

Следующим новшеством на рынке беззеркалок стала модель Fujifilm, основанная на APS-C матрице. Она характеризуется компактностью, максимальным удобством и широчайшими возможностями. Подходит эта камера и для репортажной съёмки (быстрый автофокус, высокая скорость серийной съёмки, защита корпуса от пыли и влаги). Субъективно качество кадров JPEG на выходе остаётся здесь одним из лучших.

Компания Fujifilm продолжает выпускать весьма оригинальные камеры, имеющие нестандартный дизайн и не слишком большую аудиторию. В 2016-м году появилась и модель X-Pro 2 – стильное и практичное решение, но главная модель минувшего года для Fujifilm – это X-T2! Среднеформатная камера GFX 50S поступит в продажу уже в 2017-м году, поэтому о популярности говорить пока рано.

Olympus OM-D E-M1 II

Производитель Olympus тоже не остался в стороне от трендов, представив флагманскую модель, значительно превосходящую возможности E-M1. Появились слоты для установки сразу 2-х Flash-карт, улучшенный автофокус, возможность съёмки 10 кадров ежесекундно с механическим режимом работы затвора (при использовании электронного затвора – до 18 фреймов в секунду). Естественно, несколько увеличился и вес камеры (примерно на 100 грамм), но она всё ещё остаётся весьма миниатюрной и эргономичной в использовании. Особенно если учесть и оптику. Можно с уверенностью сказать, что в 2016-м году модель от Olympus оказалась одной из наиболее впечатляющих.

Pentax K-1

Полнокадровая камера под названием K-1 стала ярчайшим событием во всей индустрии фототехники, весьма ожидаемым поклонниками этого бренда. Фанаты ликуют, и тому есть причина: камера K-1 вышла с отличными функциями и характеристиками. При относительно невысокой стоимости (на фоне прямых конкурентов) Pentax предлагает съёмку на сенсор в 36 MP, обеспечивающий достойное качество изображения. Корпус имеет великолепную защиту от пыли и влаги, а также приятную эргономику.

Элементы управления оснащены необычной подсветкой, а технология Pixel Shift Resolution идеально подойдёт тем, кто снимает архитектурные достопримечательности, пейзажи и панорамы. И даже больше – данная камера является всего второй полнокадровой в истории, оснащённой стабилизатором. Но были у Pentax K-1 и существенные минусы, по которым модель проигрывала конкурентам. Сюда относится и относительно медленный автофокус, и съёмка видео, и небольшой выбор новых объективов для этого фотоаппарата. Первый блин нельзя назвать комом, камера получилась достойной.